Северо-Уральская компания / North-Ural company

Выбор теплоносителя

При монтаже системы отопления обязательно нужно учитывать, какой теплоноситель будет в ней циркулировать. От этого будет зависеть выбор газового котла, производительность циркуляционного насоса, количество батарей и будет ли система открытой или закрытой. Теперь рассмотрим, почему это так важно.

Наиболее распространённым теплоносителем является вода. Она обладает высокой теплоёмкостью и низкой вязкостью. Вода является самым доступным и дешёвым веществом. Но, не смотря на прекрасные теплофизические свойства, низкую стоимость, негорючесть, экологическую и токсикологическую безопасность воды, ее эксплуатация связана с рядом проблем.

К числу этих проблем относятся:

  • высокая коррозионная активность по отношению к металлам (в первую очередь к черным сталям);
  • склонность к образованию накипи и отложениям соли на стенках труб.

А теперь допустим, что система отопления смонтирована в дачном доме, где планируются её длительные отключения на время отсутствия хозяев. Если в систему залить воду, то зимой она замёрзнет и, расширившись, повредит трубы и радиаторы. В таком случае можно заполнить систему отопления специальным антифризом. Причём антифриз должен быть именно для систем отопления. Автомобильный «Тосол» для этого не подойдёт, так как автомобильные антифризы отличаются от антифризов для систем отопления набором антикоррозионных присадок (ингибиторов), препятствующих окислению материалов, с которыми будет контактировать антифриз. В современных системах отопления обычно применяются одновременно несколько видов металлов и сплавов (радиаторы из стали, алюминия или чугуна, стальные или медные трубы, теплообменники котлов из меди, стали или чугуна). Как результат, при наличии электропроводящей среды возникает электрохимическая коррозия. К тому же автомобильные антифризы содержат присадки недопустимые для применения в помещениях.

На сегодняшний день в системах отопления применяют антифризы, изготовленные на основе этиленгликоля (как более дешёвые) или пропиленгликоля (более дорогие).

Антифризы на основе этиленгликоля достаточно критичны к экстремальным режимам работы отопительных систем, особенно к перегреву. Если температура воды в системе, даже в какой – либо одной её точке превысит критическую для данной марки антифриза величину – произойдёт термическое разложение этиленгликоля и антикоррозионных присадок с образованием кислот и выпадением твёрдых осадков. Если осадки выпадают на нагревательные элементы котла, образуется нагар, который приводит к ухудшению теплообмена на данном участке нагревательного элемента, к образованию новых осадков и к дальнейшему перегреву этих участков. Кислоты, образующиеся в результате термического разложения этиленгликоля, начинают взаимодействовать с металлами системы отопления, провоцируя их коррозию. Термическое разложение присадок может привести к потере защитных свойств антифриза по отношению к материалу уплотнителей – резины, паронита и т.п. и вызвать появление течей в местах соединений. Недопустимо использование трубопроводов, имеющих внутреннее цинковое покрытие, так как этиленгликоль, взаимодействуя с цинком, буквально «съедает» их за один отопительный сезон. Наконец, перегрев антифриза вызывает его повышенное пенообразование, которое приводит к появлению воздуха в системе. Из сказанного видно, что самая большая опасность для этиленгликолевых антифризов – перегрев. Исключить это нежелательное явление, можно лишь тщательно контролируя режимы работы котла и системы отопления. К сожалению, не все котлы могут удовлетворять этим условиям.

Также придётся увеличивать количество радиаторов, либо добавлять к ним дополнительные секции, так как теплоёмкость антифриза на 15 – 20% ниже, чем у воды, и он хуже отдаёт тепло. Вязкость антифриза в 2 – 3 раза выше, чем у воды, поэтому придётся ставить насос большей производительности и увеличивать объём расширительного бака, так как объёмное расширение антифриза при нагреве также выше на 40 – 60%.

Не следует забывать, что этиленгликоль токсичен. Поэтому применение антифриза на основе этиленгликоля особенно нежелательно в двухконтурных котлах, когда возможен подмес теплоносителя из контура отопления в контур водоснабжения, и абсолютно недопустимо в открытых системах отопления (с открытым расширительным баком), где возможно испарение теплоносителя.

В последнее время более широкое распространение стали получать антифризы на основе пищевого пропиленгликоля. И хотя теплотехнические и гидравлические характеристики пропиленгликолевых антифризов аналогичны характеристикам этиленгликолевых антифризов, но они менее агрессивны к металлам и материалам систем отопления.

Исходя из всего сказанного, становится ясно, что не все отопительные котлы рассчитаны на работу с антифризами. Некоторые производители даже снимают котёл с гарантии, так как боятся нерасчетных температурных режимов в теплообменнике, а также недостаточной производительности насосов. Поэтому, перед покупкой котла, обязательно уточните, можно ли использовать в качестве теплоносителя антифриз. Обычно это указано в паспорте на котёл.